Неточные совпадения
— Он говорит, что внутренний
мир не может быть выяснен навыками разума мыслить
мир внешний идеалистически или материалистически; эти навыки только суживают, уродуют подлинное человеческое, убивают свободу воображения
идеями, догмами…
«Нет. Конечно — нет. Но казалось, что она — человек другого
мира, обладает чем-то крепким, непоколебимым. А она тоже глубоко заражена критицизмом. Гипертрофия критического отношения к жизни, как у всех. У всех книжников, лишенных чувства веры, не охраняющих ничего, кроме права на свободу слова, мысли. Нет, нужны
идеи, которые ограничивали бы эту свободу… эту анархию мышления».
Тут Самгин вспомнил о
мире, изображенном на картинах Иеронима Босха, а затем подумал, что Федор Сологуб — превосходный поэт, но — «пленный мыслитель», — он позволил овладеть собой одной
идее —
идее ничтожества и бессмысленности жизни.
— Был, — сказала Варвара. — Но он — не в ладах с этой компанией. Он, как ты знаешь, стоит на своем:
мир — непроницаемая тьма, человек освещает ее огнем своего воображения,
идеи — это знаки, которые дети пишут грифелем на школьной доске…
— В
мире идей необходимо различать тех субъектов, которые ищут, и тех, которые прячутся. Для первых необходимо найти верный путь к истине, куда бы он ни вел, хоть в пропасть, к уничтожению искателя. Вторые желают только скрыть себя, свой страх пред жизнью, свое непонимание ее тайн, спрятаться в удобной
идее. Толстовец — комический тип, но он весьма законченно дает представление о людях, которые прячутся.
«
Идея человечества так же наивна, как
идея божества. Пыльников — болван. Никто не убедит меня, что
мир делится на рабов и господ. Господа рождаются в среде рабов. Рабы враждуют между собой так же, как и владыки.
Миром двигают силы ума, таланта».
— Но, по вере вашей, Кутузов, вы не можете претендовать на роль вождя. Маркс не разрешает это, вождей — нет, историю делают массы. Лев Толстой развил эту ошибочную
идею понятнее и проще Маркса, прочитайте-ка «Войну и
мир».
Исчезла бы великая
идея бессмертия, и приходилось бы заменить ее; и весь великий избыток прежней любви к Тому, который и был бессмертие, обратился бы у всех на природу, на
мир, на людей, на всякую былинку.
Я горячо возражал ему, напирая на эгоизм этих людей, бросающих
мир и пользу, которую бы могли принести человечеству, единственно для эгоистической
идеи своего спасения.
Он жил в своем особом
мире идей, знаний, добрых чувств — и в сношениях со всеми нами был одинаково дружелюбен, приветлив.
Даже с практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной
идеи, управляющей нашим духовным
миром.
Идея нового человека, нового Адама, нового рождения есть христианская
идея, ее не знал античный
мир.
И хотя невозможен в христианском человечестве исключительный национальный мессианизм, отрицающий саму
идею человечества, мессианизм ветхозаветный, но возможен преображенный новозаветный мессианизм, исходящий от явления Мессии всему человечеству и всему
миру.
Все великие народы, имевшие свою
идею и свое призвание в
мире, в высоких достижениях своей культуры приобретали универсальное значение.
Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять
идею России, определить ее задачу и место в
мире.
Русское национальное самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по
идее своей не любящий «
мира» и того, что в «
мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были вольными, были от силы, а не от бессилия.
Поляки внесли в
мир идею жертвенного мессианизма.
Мир идей и
мир общественности остались разобщенными.
И, наоборот, полное отрицание национализма может быть явлением глубоко русским, неведомым западному
миру, вдохновленным вселенской
идеей о России, ее жертвенным мессианским призванием.
В середине же царит старая инертность мысли, нет инициативы в творчестве
идей, клочья старого
мира мысли влачат жалкое существование.
Остается обратиться к творческой жизни
идей, которая неприметно назревала в
мире.
Повсюду германизм, одержимый
идеей своей исключительной культурной миссии, несет свою замкнуто-европейскую и замкнуто-германскую культуру, ничем не обогащаясь, никого и ничего в
мире не признавая…
Но сама мессианская
идея идет из иного
мира, и стихия ее — стихия огня, а не земли.
Мы должны заставить поверить в нас, в силу нашей национальной воли, в чистоту нашего национального сознания, заставить увидеть нашу «
идею», которую мы несем
миру, заставить забыть и простить исторические грехи нашей власти.
Не вера, не
идея изменилась, но
мир и люди изменили этой вере и этой
идее.
Розанов хочет с художественным совершенством выразить обывательскую точку зрения на
мир, тот взгляд старых тетушек и дядюшек, по которому государственная служба есть дело серьезное, а литература,
идеи и пр. — пустяки, забава.
Традиционные
идеи, десятки лет у нас господствующие, совершенно не пригодны для размеров разыгравшихся в
мире событий.
Судьба славянской
идеи не может стоять в рабской зависимости от зыбких стихий
мира, колебаний военной удачи, хитростей международной дипломатии, политиканских расчетов.
Сознание бессилия
идеи, отсутствия обязательной силы истины над действительным
миром огорчает нас. Нового рода манихеизм овладевает нами, мы готовы, par dépit, [с досады (фр.).] верить в разумное (то есть намеренное) зло, как верили в разумное добро — это последняя дань, которую мы платим идеализму.
Из книг другого типа: «Судьба человека в современном
мире», которая гораздо лучше формулирует мою философию истории современности, чем «Новое средневековье», и «Источники и смысл русского коммунизма», для которой должен был много перечитать по русской истории XIX века, и «Русская
идея».
Нужно совершенно отказаться от той рационалистической
идеи, что Бог есть мироправитель, что Он царствует в этом природном
мире, в
мире феноменов, если употреблять гносеологическую терминологию.
Когда я кончил читать, умные глаза Андрусского глядели на меня через стол. Заметив почти опьяняющее впечатление, которое произвело на меня чтение, он просто и очень объективно изложил мне суть дела,
идеи Нечаева, убийство Иванова в Петровском парке… Затем сказал, что в студенческом
мире, куда мне придется скоро окунуться, я встречусь с тем же брожением и должен хорошо разбираться во всем…
Но основные толстовские мотивы и
идеи можно уже найти в ранней повести «Казаки», в «Войне и
мире» и «Анне Карениной».
Он был нетерпим и исключителен, как и все увлеченные
идеей русские интеллигенты, и делил
мир на два лагеря.
Атеизм может быть экзистенциальным диалектическим моментом в очищении
идеи Бога, отрицание духа может быть очищением духа от служебной роли для господствующих интересов
мира.
В сознании русской
идеи, русского призвания в
мире, произошла подмена.
Идея, высказанная уже Чаадаевым, что русский народ, более свободный от тяжести всемирной истории, может создать новый
мир в будущем, развивается Герценом и народническим социализмом.
Для него
идея Бога очень напоминала злого Бога-творца
мира Маркиона [См.: A. Harnack.
Есть предвечная не тварная София в Боге,
мир платоновских
идей, через нее наш
мир сотворен, — и есть София тварная, проникающая в творение.
Одинокие в
мире, мы ничего не дали
миру, не научили его; мы не внесли ни одной
идеи в массу
идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили».
Идея Царства Божьего должна быть применена к судьбам и делам царства
мира сего.
При этом нужно сказать, что Нечаев, которого автор «Бесов» неверно изображает, был настоящим аскетом и подвижником революционной
идеи и в своем «Катехизисе революционера» пишет как бы наставление к духовной жизни революционера, требуя от него отречения от
мира.
Идея же греха и вытекающей из него болезненности бытия дана нам до всех категорий, до всякого рационализирования, до самого противоположения субъекта объекту; она переживается вне времени и пространства, вне законов логики, вне этого
мира, данного рациональному сознанию.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия,
идея совершенного космоса, то Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой
идеи не в личности, а в соборном единстве
мира, есть обоженная до конца душа
мира.
Идея переселения души, отделения души от плоти этого
мира и перехода из этого
мира в совершенно иной, противоположна вере в воскресение плоти и космическое спасение человечества и
мира путем Церкви и истории.
Рационалистическое сознание мешает им принять
идею конца истории и
мира, которая предполагается их неясными чувствами и предчувствиями; они защищают плохую бесконечность, торжествующую в жизни натурального рода.
Индийская
идея метемпсихоза чужда и противна христианскому сознанию, так как противоречит религиозному смыслу земной истории человечества, в которой совершается искупление и спасение
мира, являлся Бог в конкретном образе человека, в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и человечества.
Процесс истории не есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого
мира: процесс истории двойствен; он есть подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей
идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество и
мир для последнего выбора между добром и злом.
Нельзя осмыслить
мира и мировую историю помимо
идеи Троичности Божества, необходимо поставить в центре мировой трагедии Логос.
Дитя-мир — несовершенное, не равное Отцу по достоинству, не осуществленная
идея бытия, бытие, смешанное с небытием.